Оплетение пасхальных яиц

"Дорого яичко к Христову дню" - так гласит известная русская пословица.
Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения "чудесного Воскресения" распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо, брошенное в огонь, может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным, им благословляли жениха и невесту, дарили их родным и знакомым. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

 

В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.

Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия - семя бытия и его тайну. Яйцо - общечеловеческий символ сотворения мира и созидания - упоминается и в индийских "Ведах" (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются "дважды рожденными", так как вылупливание из яйца означает второе рождение.

На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.

С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века - считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, "смазывает" желудок.
Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы - Петуха, будившего утро.


Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие.


Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в православии она получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем, прежде всего - это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца. Православная символика яйца имеет свои корни и в дохристианских верованиях славян, которым издревле свойственен культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались личностями священными.

 

 

Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.


Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.


В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) - в Великий четверг или Великую пятницу.


Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи (отваривали). Позже стали использовать и другие цвета - желтый, зеленый, чёрный. Желтая краска готовилась из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи и крутого липового чая; зеленая - из клевера, розмарина и петрушки; чёрная - из кофе или из настоя ржавого железа, опущенного в сок квашенной капусты, с добавлением нескольких капель уксуса. В зависимости от способа окраски яйца называли: расписные - "писанками", крашенные - "крашенками", деревянные - "яйчатами". Позднее появились яйца из фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей.


Давайте и мы с Вами попробуем оплести бисером пасхальные яйца, которые станут замечательным украшением Вашего дома к празднику, а так же очень хорошим подарком для близких Вам людей!

 

 

Материалы и инструменты для оплетения пасхальных яиц бисером.

Для работы нам, как обычно, понадобится бисер (учтите, что особенным изяществом отличаются пасхальные яйца, оплетеные мелким бисером), рубленый бисер, стеклярус, бусины, поделочные камешки, а также капроновая нить, тонкие бисерные иглы и заготовка в виде яйца. Такие заготовки могут быть деревянными, их можно приобрести на рынках у мастеров народного творчества, специализирующихся на деревообработке и росписи яиц. Между прочим, деревянные заготовки, надреснутые во время обработки, не годятся для росписи яиц красками, а вот для оплетения вполне сгодятся, а купить их можно очень дешево. При желании деревянную заготовку можно загрунтовать, покрасить краской и покрыть лаком. Также можно использовать парафиновые свечи в виде яйца. Ну а я предпочитаю использовать пластмассовые футлярчики от киндер-сюрпризов голландского, польского и китайского производства - они практически идеальной "яичной" формы, красивых расцветок, часто с перламутром, не тяжелые и достаточно прочные. Также заготовкой для оплетения может послужить скорлупа обычного куриного яйца. Ее предварительно необходимо вымыть и выдержать несколько часов в соленой воде. Затем аккуратно пробить иглой или шилом в скорлупе два отверстия на концах яйца и выдуть содержимое яйца в чашку. После этого яйцо выдерживается с полчаса-час в теплой воде с добавлением уксусной эссенции (чайная ложка на литр воды). Затем яйцо нужно ополоснуть теплой водой, высушить и, при желании, укрепить дополнительно, обклеив его кусочками газетной бумаги, вымоченной в смеси воды с клеем ПВА, высушив и при необходимости зачистив мелкой наждачной бумагой и покрасив. Но заготовка, сделанная на основе естественной куриной скорлупы, все же остается весьма хрупкой, и требует к себе максимально бережного отношения, чтобы ее не раздавить и не разбить. Ну еще для особых гурманов от бисероплетения можно предложить яйца, выточенные из поделочных камней, но я рекомендую работать с такими заготовками только профессионалам бисероплетения, способным не упрятать под бисер, а раскрыть в работе красоту природного камня, подчеркнув ее изысканностью бисера. Кстати, для таких работ и бисер необходимо выбирать только высочайшего качества. Также еще запаситесь листами бумаги, разграфлеными в виде сеточек, для нанесения узоров в ажурном плетении, мозаике, и ткачестве. Величина заготовок и размеры бисера, которые возможно купить в разных городах и местностях, настолько могут различаться, что маловероятно, что Вам удастся сделать точную копию чьей-либо работы даже по готовой, опубликованной схеме. А значит, придется самим потрудиться в качестве дизайнера, разрабатывая пусть даже несложный орнамент для своей работы или дорабатывая для своей заготовки уже созданный кем-либо узор, и подгоняя его под размер имеющегося бисера. Поверьте, это совсем не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд, особенно тем, кто до сих пор не проявлял интереса к рисованию. Было бы желание и вдохновение - а я от всей души желаю Вам в работе скорости и спорости, как говорили на Руси.

 

 

Основы для оплетения

Основные способы оплетения пасхальных яиц и наиболее часто используемые техники.

Заготовки для пасхальных яиц можно оплетать несколькими различными техниками - полосками бисера (рядами, цепочками), ажурным плетением (ажурной сеткой ромбами, сотами, с крестиками), плотным плетением (мозаикой, ручным ткачеством). Причем, при оплетении одного яйца вполне возможно сочетать различные техники бисероплетения - все целиком зависит от желания, фантазии и уровня мастерства, позволяющего использовать большое число техник в работе. Если Вы выбрали для оплетения технику цепочками или ажурное плетение, то необходимо учесть, что сквозь бисерные "кружева" будет видна основа, следовательно, она должна иметь безупречный вид поверхности и ровный, выбранный Вами цвет. Если же в работе будет использоваться плотное плетение, то внешний вид основы существенного значения не имеет - она все равно закроется бисером. Кроме оплетения бисером основы, нужно будет еще сделать подставочку, в которой оплетеное яйцо сможет стоять, не катясь по поверхности стола. Для подставки вполне достаточно будет снизать колечко из бисера того же цвета, которым оплетено и яйцо, или бусин, или же сплести небольшой отрезок мозаичного или ажурного шнура, также замкнув его в кольцо.


Чаще всего пасхальное яйцо оплетается таким способом: вначале плетется поясок вокруг яйца, который замыкается кольцом по самой широкой части яйца. Ленту из бисера для пояска можно выплести различными техниками - ажурным плетением, плотным. Важно концы этой ленты соединить таким образом, чтобы при совмещении совпал рисунок и соединение не было заметным. Затем кольцо надевается на заготовку, при этом поясок должен очень туго охватывать центральную часть яйца, и края ленты не должны заметно отходить от поверхности яйца. А затем от этого пояска к концам яйца доплетаются полотна, ряды или низки на верхней и нижней части заготовки. При заплетании верхней и нижней части заготовки следует в некоторых местах уменьшать количество бисерин, но при этом необходимо стараться сохранять ритм плетения. На верхушках яйца бисерины последнего ряда плотного плетения или центральные бисерины дужек в ажурном плетении (пико) нужно стянуть в кольцо и заделать нить. Поясок также можно надеть на заготовку не горизонтально, а вертикально. В этом случае для неоплетеных боков заготовки можно использовать термопленки с изображениями ангелов или религиозными сюжетами. Вертикально надетый и стянутый по краям поясок послужит своеобразным бисерным окладом для этих картинок.

Давайте рассмотрим несколько вариантов оплетения пасхальных яиц. Наиболее быстрый из них - оплетение ажурной сеткой. Не забудьте, что при таком оплетении будет видна заготовка, так что она должна иметь красивый вид. Ажурную ленту можно сплести по схеме ажурной сетки ромбиками. Начало плетения обозначено с левого края. Ажурную ленту сплетите такой длины, чтобы она туго охватывала самую широкую часть заготовки. Узор для ажурной ленты вы можете составить, раскрасив ажурную сетку, заранее нарисованную на листе бумаги. Соединение краев ажурной ленты на схеме показано несколько разрежено. Следите за тем, чтобы совпал рисунок при соединении. Если вы еще не имеете достаточно опыта в плетении, попробуйте оплести яйцо бисером одного цвета, затем вы сможете поясок вышить по ажурной сетке. А приобретя достаточно навыков в ажурном плетении, вы уже сможете составить несложный рисунок из ромбиков и крестиков различных цветов для ленты.


После того, как вы сплели ажурную ленту, соединили ее края и надели готовый поясок на заготовку, нужно оплести оставшиеся верхнюю и нижнюю части яйца. Какие техники бисероплетения вы будете использовать, зависит целиком от вашей фантазии. На схеме красной нитью и стрелками показано доплетение мозаикой (вверху схемы) и ажурными арочками (внизу схемы). Вы можете попробовать оплести мозаикой и верхнюю и нижнюю части яйца. Или же ажурными арочками опять же обе части заготовки. Или совместить эти виды плетения в одном пасхальном яйце. Или вобще применить другие, известные вам техники плетения - ручное ткачество, цветочные розетки, просто тяжи из низок бисера, а то и просто стянуть зубчики ажурной ленты по крайним бисеринам.


Если вы сплетете ленту из бисера одного цвета, то будет очень красиво, если вы ее вышьете по сетке бусинами, камешками, жемчужинками, стеклярусинками, листиками, пайетками, тканевыми цветочками, или выплетенными из бисера отдельно листиками и цветами - пределов авторской фантазии нет. Только один совет - если при плетении или вышивке ажурной ленты у вас образовалось много хвостиков нитей, которыми вы плели ажур или вышивали, заправьте эти хвостики в бисерины и выведите их кончики на изнанку ленты. Перед тем, как надеть готовый (сплетеный, соединенный и вышитый) поясок на яйцо, оплавьте эти кончики с изнанки же, чтобы лицевая поверхность самого пасхального яйца получилась идеально аккуратной.


Заделывая на макушках яйца нити, которыми вы доплетали верхнюю и нижнюю части заготовки, также будьте предельно аккуратны. Затем остается сплести подставочку для яйца. Я предпочитаю выплетать кусочек ажурного или мозаичного шнура, соединив его в кольцо.


Можно использовать для оплетения ажурной сеткой другие техники бисероплетения. "Соты", "колечки", или, к примеру, оплетение ажурной сеткой с крестиками. Возможно, что в этом случае вам не понадобится дополнительно оплетать верхние и нижние части заготовки. Если размер заготовки у вас будет не очень большой, то достаточно будет сплести ажурный поясок, соединить его концы по самой широкой части заготовки, а затем стянуть ажурное с крестиками полотно на концах яйца по центральным бисеринам ажурных петелек.

 

 

Схемы бисероплетения, имеющиеся на нашем сайте, о которых говорится в данном разделе.

Оплетение пасхальных яиц техниками плотного плетения потребует больше времени, но зато эти техники обладают и более широкими изобразительными возможностями. К тому же при плотном оплетении пасхального яйца бисером предъявляются менее строгие требования к анешнему виду заготовки. Принцип оплетения заготовки такой же, как и в оплетении ажурной техникой - вначале выплетается бисерная лента, которая соединяется в колечко. Этот поясок надевается на заготовку, а затем от пояска оплетаются верхняя и нижняя часть заготовки. Поясок при плотном оплетении может использоваться не только широкий, но и узкий, в 1-2 начальных ряда, а затем оплетение бисером пасхального яйца ведется к концам яйца непосредственно на заготовке.

Для оплетения пасхального яйца бисером в технике ручного ткачества желательно составить рисунок или узор. Это можно сделать на обычной бумаге в клеточку, если плетение будет вестись цилиндрическим бисером. Или на специально расчерченной бумаге с размерами клеточек 1х1,3, если плетение будет вестись обычным круглым бисером. Также подойдут для оплетения яиц рисунки, предназначенные для вышивки по канве. Предварительно нужно обмерить нитью обхват самой широкой части пасхального яйца, и нанизать на этот отрезок нити бисер, которым предполагается оплетать яйцо. Выяснив количество бисеринок, которое уложится по длине пояска яйца, можно нарисовать узор, распределив раппорты узора равномерно по всей длине пояска, или расположив симметрично по этой длине картинки, которые вы решили выплести на бочках яйца.

На схеме оплетения пасхального яйца ручным ткачеством показаны на рис.1 и рис.2 два способа начала плетения по ширине начальных рядов пояска. Плетение можно вести в одну иглу и в две иглы. Далее плетение пояска ведется одной иглой поперечной имитацией ткачества (др.названия - вертикальные ряды, англ. - herringbone stitch, ndebele). На схеме это плетение показано на рис.3. Затем ленту нужно замкнуть в кольцо, и плетение вести от пояска по верхней и нижней части заготовки к концам. Как замкнуть бисерную ленту в кольцо, на схеме показано на рис.4. От пояска плетение ведется прямой имитацией ручного ткачества (др.названия - горизонтальные ряды, квадратный стежок, гобеленовое плетение, англ. - square stitch). Здесь вариантов плетения может быть несколько - с ведением нити по верхнему или нижнему ряду, с захватом предыдущей бисерины ряда или без оного, с дополнительной стяжкой ряда обратным проходом нити. Если вы владеете всеми вышеперечисленными способами, можете выбрать любой из них. На рис.5 показан примерный образец этого плетения с уменьшением ряда. Чтобы сделать уменьшение не слишком заметным и не нарушающим узор или рисунок на яйце, выводить из полотна нужно бисеринки фона, и их расположение должно быть равноудаленным друг от друга, чтобы уменьшение полотна было равномерным по всей окружности яйца.


И еще один способ плотного оплетения пасхального яйца - мозаичная техника. Для начала нужно выплести мозаикой ряд пояска двумя иглами по длине самой широкой части яйца. Пояс не должен разъезжаться в процессе плетения, бисеринки должны плотно прилегать друг к другу. Затем поясок замыкается в кольцо и туго натягивается на самую широкую часть яйца. Плетение мозаикой продолжается по верхней и нижней части заготовки на высоту, которая позволяет низать полотно без изменения количества бисеринок в рядах (края плетения не должны отставать от поверхности заготовки. Когда форма яйца начнет меняться, длину рядов придется уменьшать, чтобы бисерное полотно продолжало плотно облегать заготовку. При уменьшении полотна рекомендуется руководствоваться теми же принципами, что и при уменьшении полотна при оплетении яйца ручным ткачеством.


На схеме оплетения пасхального яйца мозаикой на рис.1 показано начало плетения - создание пояска. На рис.2 изображено приплетение к пояску мозаичных полотен по верхней и нижней частям заготовки, и примерное уменьшение рядов полотна к макушкам пасхального яйца. Совет: не стоит выбирать крупный размер бисера при малом размере заготовки - это усложнит плетение мозаикой на макушках яйца.

 

 

И в заключение несколько идей:

Можно попробовать оплести пасхальное яйцо в технике станочного ткачества. Единственный недостаток этого способа тот, что заделка нитей основы в полотно займет столько времени, что будет быстрее, пожалуй, оплести яйцо тканьем вручную. Кроме того, применимы в изготовлении пасхальных сувениров техника "в крестик", если поясок выполнить в этой технике, а нижнюю и верхнюю части заготовки доплести мозаикой, а также оплетение кабошонов, если нашить оплетеные кабошоны на уже готовое яйцо и оформить бусинами и стразами линию пришива. Также известны изящнейшие пасхальные яйца, обвязанные крючком из мельчайшего бисера мастерицами XIX века. Ну а из современных модных техник можно попробовать использовать для оплетения свободный стиль (freeform). Существует еще несложная техника украшения пасхальных яиц бисером по воску или парафину. Для этого надо растопить в посуде восковые или парафиновые свечи и обмакнуть яйцо в растопленный воск или парафин, чтобы на яйце осталось несколько слоев воска или парафина. Далее бисерины, удерживаемые пинцетом, надо нагреть на свече в течение 2-3 секунд и горячими вдавить в восковой или парафиновый слой на яйце. Картинки и узоры, которые таким образом можно выложить на заготовке, могут быть самыми разнообразными. Можно использовать и современные клеящие средства, если ими обмазать яйцо и наклеивать бисер целыми низками, аккуратно обматывая заранее нанизанные нити разноцветного и разнокалиберного бисера на заготовку.

Кроме традиционного разукрашенного орнаментами славянского пасхального яичка можно сделать пасхальные сувениры народов разных стран мира - попробуйте оплести заготовку в виде милого желтого цыпленка или кролика, зайчика. Также можно сделать из пасхального яичка цветочный букет, корзиночку или вазочку с цветами или весеннюю клумбочку. Только от вашей фантазии зависит, каким чудом окажется сделанный с любовью сувенир - оплетеное пасхальное яичко.
Творческих Вам успехов!

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить