Муки творчества Печать
Автор: Альбина Полянская   
04.02.2021 01:52

Процессы (таинства) творчества. Часть 4.

Дано: Кто-то лезет в окно.

Доказать: Как он будет вылезать.

На этот раз было дано в мешочке: бусины натурального перламутра в форме риса и такие же «рисинки» натурального коралла. Ещё целый ворох спутавшихся до невозможности низок бисера ярко-красного цвета, очевидно, бывших до спутывания многорядным ожерельем. И браслет из нескольких низок кораллового не в смысле цвета, а в смысле материала бисера. Цвета же – сочной спелой вишни. Ну и ещё по маленькому пакетику кусочков натурального розового и красного коралла. Доказать нужно было не такую уж и сложную геометрическую задачу – что из этого всего можно сделать какое-нибудь такое эдакое украшение. Чтобы у каждого, кто его увидит, душа сначала развернулась в восхищённом вдохе, а потом, так и быть, назад свернулась. В первые же минуты размышления над этой горкой сокровищ перед моим мысленным взором (как сказал бы с умным видом какой-нибудь философ) возникло определённо этническое, фрагментарно тканое, снизу многонизаное, и в общем и в целом напоминающее по форме и дизайну круговой гердан. Но я не стала спешить и воплощать увиденное, хотя сколько уж раз в жизни убеждалась, что первый порыв в творческом поиске обычно самый оптимальный, самый лучший, если не сказать, попросту обычно гениальный. Довольно долгое время, можно даже сказать, очень долгое время я вынашивала, созревала, ждала озарения и искала, примеряя на материалы и этнику и так и сяк, и морские фантазии, отталкиваясь от морского материала, и свободный стиль. Но ничего лучше первоначальной идеи так и не выбрала. На чём высокое собрание муз, идей и мыслей и постановило прекратить прения в конце-то концов и приступить уже к работе. Работу я решила начать с наиболее ясно представляемого тканого фрагмента. На тканые фрагменты хотелось уложить не бисер, вопреки общепринятой практике, а рисинки перламутра и коралла, дабы показать во всей красоте натуральный материал. А перед тем, как приступить к работе, я усложнила себе задачу – данный материал надо было использовать в этом украшении весь, до последней рисинки и бисеринки. Коралловых и перламутровых рисинок оказалось чётное количество, что позволило без проблем разделить их на две равные части, и, минимально применив познания в высшей математике и занимательной геометрии, выткать два фрагмента с незамысловатым орнаментом. Вторым этапом следовало бы сделать нижнюю часть ожерелья, поднизав к тканым фрагментам бисер, перемежая его кусочками кораллов и коралловым бисером. Но, разрезав спутавшиеся низки и собрав с них весь бисер, я поняла, что его очень и очень много. Нижние низки из такого количества бисера можно набрать длиной до колен, а это как-то слишком. Подумалось о шнурах. На них пошло бы большее количество бисера и, прикреплённые к тканым частям, они составили бы ожерелье приемлемой длины. И я стала плести шнуры переменного диаметра мозаичным плетением, пошире к середине шнура, поуже к концам. Но результат мне не понравился – места сужения были заметными, и шнуры жестковаты… Пришлось распускать уже сплетённые фрагменты. Что же делать, вязать шнуры? Или… ндебеле, точно! И с ндебелишными шнурами всё стало отлично складываться. Продольные ндебелишные ряды пришлись в пандан вертикальным рядам бусин-рисинок на тканых фрагментах. Но когда я сплела три куска шнура для нижней части ожерелья, красного бисера оставалось ещё очень много. Я собралась с силами и продолжила плести ндебелишные шнуры, решив, что добавлю их к трём рядам ожерелья с ткаными фрагментами четвёртым, пятым рядом или сколько их там получится, этих чёртовых шнуров! Шнуров получилось, действительно, ещё два, на четвёртый и пятый ряд ожерелья. Но мне уже как-то не хотелось связывать их воедино – слишком громоздко, широко бы получилось возле замка. А ведь ещё оставался браслет из кораллового бисера и кусочки кораллов, их-то куда прицепить??? Я размышляла над этим непростым вопросом, а тем временем то поднизывала, то распускала кончики сплетённых ндебелишных шнуров, беспрестанно сравнивая шнуры друг с другом, чтобы идеально подогнать их по длине – закреплённые на тканых фрагментах, они должны были в закруглениях на груди располагаться на равном расстоянии друг от друга с геометрической точностью. И это был очень сложный момент в работе. А второй момент, доставивший немало головной боли, оказался вопрос с фурнитурой. На запутанном колье и браслете уже имелась фурнитура, что интересно, двух цветов - серебристого и бронзового. Колпачки, какие-то трубочки, шарики маленькие и покрупнее, замочки, поломанные, впрочем. Наверное, было бы проще взять свою фурнитуру одного, скажем, серебряного цвета и использовать только её. Но каких-то деталей не было под рукой в достаточном количестве и в серебристом цвете, а в бронзовом, например, замочков, так и вовсе не было. А вот бронзовые шарики от старого, запутанного колье было бы жаль не использовать, как-то они очень неплохо смотрелись во всё более проявляющейся этнике, придавая ей эдакую благородную патину времени. И тогда я приняла дерзкое решение – использовать в одной работе фурнитуру двух цветов, как это и было сделано в старом колье. Если ювелирам можно сочетать в украшениях камни и металлы разных цветов, то почему мастерам бисероплетения нельзя? Я подобрала новые, работающие замки к ожерелью, расширители, к которым собиралась закрепить шнуры – всё серебристого цвета. Расположила симметрично по обеим сторонам оформляющегося ожерелья бронзовые шарики и колпачки, использовав их для маскировки мест соединений разных частей ожерелья. А закрепив к пятипетельным расширителям по два конца длинных шнуров, поняла, куда деть низки кораллового бисера от браслета и кусочки розового и красного коралла – поднизать к оставшимся свободными трём петелькам обоих расширителей три низки кораллового бисера и кораллов в лёгком свободном стиле, при этом, конечно, соблюдая длину низок так, чтобы они располагались строго между шнурами ндебеле, не перекрывая их. Свободный стиль низок позволил заодно подобрать в украшение все бисерины и бусины до единой, как я и планировала. Правда, в конечном итоге, это получилось второе, пятирядное ожерелье на расширителе с замком. Но это оказалось и к лучшему: ожерелья можно надевать по одному, если понадобится более скромный вариант украшения или оба вместе на какой-нибудь особо парадный выход, так как вместе они смотрятся очень эффектно. И гарнитур получился современной интерпретацией женских украинских украшений, среди которых традиционно ценятся ожерелья из благородных баламутов и ярко-красных кораллов, надеваемые целыми ворохами, по нескольку штук сразу. Да и к получившемуся у меня гарнитуру вполне можно надеть ещё и монеты, дукаты на серебряной цепочке, короткой, чтобы монетка расположилась самой верхней деталью гарнитура или же на длинной, чтобы она оказалась как бы подвешенной к середине самого нижнего шнура. Ну а заключительной «изюминкой» гарнитура стали, конечно, эффектные серёжки из крупных бусин натурального коралла сочного тёмно-вишнёвого цвета.

Автор фото и текста: Альбина Полянская.

Обновлено 04.02.2021 02:03